Автор: Дмитрий Агафонцев.
Сборы альпклуба МГУ в этом году проходили с 9 по 28 августа на базе альплагеря Уллу-Тау. Участвовали несколько отделений — одно отделение значков, три — 3-его разряда и одно отделение 2-ого разряда. Из Черноголовского альпклуба ездил я в составе второразрядников и Лена Лебедева инструктором одного из отделений третьеразрядников.
Так получилось что из Уллу-Тау обратно мне нужно было уезжать самое позднее 22-ого августа, т.к. уже 24-ого нужно было присутствовать на конференции в Делфте. Поэтому мои планы на поездку — т.е. неполные 14 дней с 9 по 22 августа — изначально были весьма скромные: пройти хотя бы 4Б. А после общения со старшим тренером сборов Сергеем Васильевичем, который «обрадовал» нас необходимостью провести скальные и ледовые занятия перед восхождениями, планы стали еще более скромными: пройти хотя бы 4А.
Основная часть сборов выехала в Уллу-Тау поездом Москва — Нальчик вечером 7 августа. Я вылетел в Нальчик 9 августа, в тот же день когда сборы туда приехали. Во время этого перелета был отлично виден Эльбрус.
Сразу по приезду в альплагерь (высота примерно 2500м) 9 августа мы пошли разминаться на скалы под руководством Олега Миленина. Весь следующий день мы нашим отделением в составе Кузи (руководитель), Кати, Леши, Юли и меня тренировали на скалах вначале лазание, потом — спасработы. 11-ого августа мы благополучно сдали спасы, 12-ого вышли на ледник Гумачи для ледовых занятий и акклиматизации. Вместе со снаряжением несли на себе еще и бивак, путь до гумачевских ночевок (примерно 3100м) у нас занял около 4 часов.
Ледник Гумачи. На морене — наши ночевки, самая левая гора — Джайлык.
Переночевали, утром провели еще один раунд ледовых занятий и днем спустились обратно в альплагерь. Гумачевские ночевки:
Во время спуска отлично был виден Джайлык, куда по нашим планам мы собирались идти ледовую 4А и скальную 4Б.
Справа — ледник Гумачи.
Альплагерь Уллу-Тау.
Вечером 13 августа выпустились на маршруты и утром следующего дня забрались с биваком на ночевки на плече Шогенцукова (примерно 3400м). Особенно не торопились, да и необходимость акклиматизации давала о себе знать, поэтому путь до ночевок у нас занял около 6 часов.
Народ довольно быстро улегся спать; погода была отличная и я поставил камеру на съемку тайм-лапса Млечного пути.
На следующий день 15 августа, примерно в 5 утра, мы вышли на пик Шогенцукова 2Б (примерно 4100м). Обратно в лагерь спустились к 2 часам дня. Во время восхождения отлично были видны Ушба,
Эльбрус,
ну и, естественно, Джайлык, который от нас был совсем рядом (слева):
Кузя и Катя на фоне Ушбы,
Юля и Леша на фоне Эльбруса,
На следующий день 16 августа, примерно в 4 утра, вышли на Тютю 3Б «Хрусталик» (примерно 4200м). Маршрут чисто скальный, везде где мы не шли одновременным лазанием лидировал Кузя, на вершину вышли к 13-14.00, в лагерь спустились к 16.00.
На вершине:
Погода испортилась, около часа мы пережидали дождь и затем вышли вниз в Уллу-Тау. В лагерь пришли к 8 вечера, переночевали, 17 августа устроили себе (наконец-то!) день отдыха и выпустились на следующие маршруты.
18 августа вышли обратно на плечо Шогенцукова. Во время подхода всей группой заметили что наконец акклиматизировались: после примерно часа пути с легкими рюкзаками и затем 5 минут отдыха, на высоте примерно 2700-2800м, у 3х человек в нашей команде пульс был 60 ударов в минуту. Путь до стоянок на плече Шогенцукова, сбор бивака и перенос его на стоянки под Черными скалами (3200-3300м) занял у нас примерно 6 часов. Пейзажи на этих стоянках вместе с ощущением «оторванности» от людей чем-то напомнили мне заключительные сцены из Interstellar (там где у них лагерь на новой планете).
19 августа примерно в 2.30 ночи вышли на ледовую 4А на Джайлык (4550м). Подход занял, как и обещалось, около 3 часов. Поначалу лезли двойкой Кузя-Катя и тройкой Леша-Юля-я, удалось даже полидировать одну веревку. Когда подошли к перемычке между двумя ледовыми кулуарами, которая казалась нам весьма узкой, решили объединиться в одну группу. В итоге Кузя лез, все остальные поджумаривали. Лед был довольно подмерзший (чем-то даже напоминал зимний), наклон примерно 50-60 градусов, всего у нас получилось веревок 8 или 9. Солнце было от нас с другой стороны, поэтому все кроме, наверное, Кузи мерзли. Лично я мерз так как мне не приходилось в зимней Ала-Арче (спасибо Кате за фото).
К 9 или 10 утра вышли наконец на гребень где светило Солнце. Ребята вышли на вершину, до которой оставалось пешком метров 40 по высоте, а я остался греться и готовить вниз дюльфер. Из-за холода я смог заставить себя вынуть из рюкзака нашлемную камеру (GoPro) только там. Фотокамеру (Canon G1X) мне удалось достать только после спуска с маршрута.
На спуске мы немного протормозили с дюльферами, потеряли один бур на самовыкруте и в итоге в лагерь вернулись к 17.40.
На следующий день решили отдохнуть: в противном случае ложиться спать перед маршрутом нужно было бы уже максимум через 2 часа. Поэтому 20 августа отдыхали, играли в игры, читали книжки, снимали таймлапсы. Прямо во время съемки одного из них в 200м от нас произошел обвал с Джайлыковского «забора»; летели «чемоданы» размером больше наших палаток.
На 4Б на следующий день я решил не идти: мне нужно было улетать 22-ого августа, а для этого необходимо было спуститься в альплагерь самое позднее к 8 вечера 21-ого и договориться там о транспорте в аэропорт. По моим расчетам ребята вряд ли смогли бы вернуться на ночевки до 4 вечера (в действительности они спустились только к 11 вечера), а это уже — с учетом времени сборов бивака — слишком близко к дедлайну. Поэтому в буквальном смысле всю ночь на 21 августа я снимал таймлапсы.
Мой спуск в альплагерь 21 августа.
В итоге по мотивам поездки получилось примерно такое видео:
Еще фото: https://goo.gl/photos/UygxH9DAs2gnrxFN9